Булат Миннегалиев: «Казань может оказаться на пересечении двух торговых путей – сибирского и китайского»
Интервью с руководителем регионального сервисного центра MAN в Казани
Рынок логистических услуг России и регионов активно развивается, подталкивая одновременно рост смежных сегментов. Например, рынок коммерческого транспорта только за последний год вырос настолько, что помимо традиционного увеличения продаж европейских марок в 4-6 раз, широкое распространение в республике получили автомобили корейского и китайского производства. В связи с этим, вполне своевременна претензия владельца и руководителя регионального сервисного центра MAN Булата Миннегалиева на долю рынка в обслуживании грузовиков. Ведь среди прочего Казани в истории российской торговли вновь, вероятно, предстоит сыграть одну из важнейших ролей: через столицу РТ вскоре может пройти трасса, которая свяжет северную столицу России и Китай.
- Булат Хамитович, в настоящий момент ряд аналитиков отмечают активный рост казанского рынка коммерческого транспорта. Согласны ли вы с данным утверждением, и какие аргументы в пользу этого довода вы могли бы привести?
- Полностью согласен. Это вызвано двумя основными причинами. В Поволжье сосредоточена вторая по численности в России группа населения. Соответственно, это группа потребляет много различных товаров. Практика показывает, что проще и быстрее всего доставить их с помощью автомобильного транспорта. По данным ГИБДД, только через казанский пост «Волга» ежедневно проходит более 25 тыс. грузовиков. Три года назад этот показатель составлял 11 тыс. автомобилей. Во-вторых, в нашем регионе активно развивается производство. О темпах его развития можно судить хотя бы по увеличивающейся нагрузке на энергосистему республики в целом. Соответственно, товары, которые произведены, тоже необходимо доставлять до конечного потребителя. Один простой факт, который демонстрирует повышение спроса на услуги автомобильного коммерческого транспорта: 2 года назад в Казани работало порядка 10 диспетчеров – агентов по услугам автомобильных перевозок. В настоящий момент таких диспетчеров в Казани более трехсот.
- Во сколько оцениваете объем татарстанского рынка коммерческого автотранспорта?
- Не готов комментировать. Отмечу лишь, что, согласно последним данным, в 2006 году рынок большегрузной техники России увеличился на 309%. Что касается Татарстана, то, судя по нашим продажам, он вырос примерно в 6 раз. Любопытно, что в Европе на 500 тыс. жителей приходится порядка 1 тыс. грузовых автомашин. При этом не стоит забывать о таких показателях, как совокупный объем производства данного конкретного региона, объем потребления привозных товаров и так далее. На сегодняшний день в Татарстане с учетом малотоннажных коммерческих автомобилей импортного производства, но без учета автомобилей «КамАЗ», насчитывается порядка 30 тыс. грузовиков.
- Каким образом в настоящий момент идут продажи грузового и пассажирского автотранспорта MAN в России?
- На текущий год на Россию выделено 3 080 автомобилей, из которых 3 015 автомобилей уже продано. Завод имеет определенные ограничения по выпуску автомобилей и не может так быстро наращивать производство.
- Каковы перспективы развития Казани с точки зрения логистики? В чем ее преимущество по сравнению с другими городами?
- Если посмотреть на карту, то мы увидим, что на Сибирь ведут две дороги – М5 и М7. Трасса М7 проходит через Казань. Кроме того, в настоящий момент на утверждении и согласовании сторон находится новая трасса по маршруту Санкт-Петербург – Пекин, которая также будет проходить через Казань. Фактически, Казань может оказаться на пересечении двух торговых путей – сибирского и китайского.
- Отечественные компании, работающие в сфере транспортной логистики и экспедирования, могут не выдержать конкуренции с зарубежными игроками, которые выйдут на российский рынок. Будет ли 2007 год – годом слияний и поглощений в данном сегменте?
- В российском масштабе процессы слияний и поглощений начнутся только через 3 года, поскольку фактически пока нечего покупать. Готовые склады есть только в некоторых городах: в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске. Остальные или пока только «заявились» или строятся. Далее они должны будут привлечь «якоря», завершить строительство вторых и третьих очередей. Только потом станут ясны сроки окупаемости и станет возможным вариант продажи.
- Почему Вы решили заняться проектом именно сервисного центра?
- С детства осталось желание заниматься автомобилями. С возрастом стал понимать, какие сегменты автомобильного рынка свободны и куда еще можно «втиснуться». Позже решил для себя, что будем заниматься именно коммерческим транспортом. Сейчас можно сказать, что порядка 50% рынка продаж и обслуживания большегрузных автомобилей удерживаем мы.
- Расскажите о своем проекте сервисного центра MAN. Почему вы выбрали именно эту марку?
- Если говорить о грузовой технике иностранного производства, то можно сказать, что вся она отличаются друг от друга лишь мелочами. В целом, по ключевым показателям, а также по ценовым характеристикам все мировые марки схожи. У MAN есть несколько сильных сторон, которые, на наш взгляд, выгодно отличают эту марку от других автомобилей. Во-первых, стоимость автомобилей MAN на вторичном рынке самая высокая, то есть наши машины меньше остальных со временем теряют в цене. Во-вторых, эта марка очень хорошо зарекомендовала себя в экстремальных условиях: в условиях крайнего Севера, тайги и так далее. В вопросах сервиса она понятна многим водителям. Кроме того, стоимость запасных частей MAN относительно невысока, по сравнению, скажем, со скандинавскими. Кстати сказать, MAN догоняет лидера российского рынка грузового автотранспорта – компании SCANIA и VOLVO, которая, кстати, открыла свое российское представительство в Москве в 1971 году, а MAN только в 1998 году. Наш сервисный центр будет включать в себя полный спектр услуг по ремонту и диагностике большегрузных автомобилей всех марок на основе оригинального диагностического оборудования и стендов компании Bosch и MAN.
- Какова пропускная способность сервисного центра?
- Пропускная способность сервисного центра составляет 1,5 тыс. автомобилей в год.
- Сейчас вводится первая очередь проекта. Что будет в себя включать вторая очередь?
- Во второй очереди, строительство которой мы начнем в этом году, будут АЗС, гостиница, фудкорты, магазины, прачечная, отделение банка, интернет-кафе, словом, вся необходимая инфраструктура.